Понедельник, 06.05.2024, 22:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ООШ № 38 села Гойтх

Меню сайта
Форма входа

Конспект урока-путешествия "Имена существительные собственные и нарицательные"(Кинцурашвили Э.М

Урок-путешествие.

Имена существительные

 собственные и нарицательные.

Цель: дать понятия нарицательных и собственных имен существительных.

Задачи: повторить ранее изученный материал об имени существительном;

                   формировать умение отличать имена собственные от

                    нарицательных, умение правильно писать имена собственные

                   (с заглавной буквы, в кавычках);

               развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление,

                    умение сравнивать, группировать, делать выводы;

            ⁂ воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его

                    познанию, воспитание самостоятельности, объективности в

                    оценивании себя.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта города, маршрутный лист, мультимедийный проектор.

 

    Эпиграф к уроку:

                                                                            Всякий шаг вперед должен опираться

                                                                                         на повторение прежнего.

                                                 К. Д. Ушинский.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1.     Приветствие.

2.     Определение темы и цели урока.

     По слогам твердим едва осиля

     Вяжущую губы немоту:

     Мама, небо, хлеб, роса, Россия –

     Камушком катается во рту... –

     Так предлагают нам поэты

     Задуматься о том, что говорим

     О том, что сказано впервые,

     О том, что помним, любим и храним.

     Интересный день сегодня и урок

     Цель наша – узнать и вспомнить,

     А также запомнить, как стишок

     Правила о главной части речи –

     Имени существительном

II. Повторение.

   - Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну

      Морфологию.

·        Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки?

   - Маршрут нашего путешествия указан в ваших маршрутных листах. Переплывем озеро и прибудем в пункт назначения – город Имя Существительное. В этом городе мы бываем часто, но нам нужно его узнавать ближе шаг за шагом. Помощником в нашем путешествии будет карта города, улицы которого мы постараемся расшифровывать каждый урок. Итак, правила путешествия: не шуметь, помогать, красиво и грамотно отвечать и писать. А самое главное – вы должны участвовать в выполнении заданий..

   Но прежде чем мы тронемся в путь, нужно выполнить задание – не большое, но очень важное:

·        Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока:

     Имена существительные собственные и нарицательные.

   - Это название улицы, которую мы сегодня расшифруем. И помните, расшифровать карту можно только при соблюдении правил путешествия: красиво и грамотно писать. Заполните маршрутные листы. Запищите свою фамилию и имя. По ходу работы над заданиями выставляете себе балл за каждое правильно выполненное задание. Количество баллов за ответ указано в маршрутном листе. Готовы?

            Вместе сядем в катер, соберем рюкзак

            Карта, компас, лупа – как любой моряк –

            Знания в багаж, почтовых голубей...

            Пусть нам завидует Джек Воробей!

            У каждого из нас маршрутный лист,

            На остановках нас ждут задания.

            Должны мы улицу сию пройти

            И разгадать загаданное таяние.

   - Чтобы катер тронулся с места, нужно выполнить 1 задание.

1.      «Четвертое лишнее» - устно

·        жёлудь, пчёлы, шёлк, шорох;

·        цыган, цыплёнок, цифра, цыкнуть;

·        врача, фальши, товарища, роща.

    - Кто ответил, выставляет себе баллы.

    - Ну что, ребята, в путь!

    - Вот мы и подъехали к городу. Нас встречает

2.     «Синтаксический причал».

Синтаксический причал

Нас непременно повстречал,

Задание припас для нас-

Должны исполнить в тот же час!

Маршрутный лист, перо в руке –

Работа синтаксическая.

Выполняем, но при этом –

Настроение лирическое.

- Задание 2 – запишите предложение:

   В мамином сердце всегда горит любовь к малышу.

·        .Вопрос 1

                    Внимание ваше обращено

                 На предложение, в котором

                 Какой части речи особо полно?

                 Скажем?! Попробуем?!

(имя существительное - перечислим)

 

·        Вопрос 2

                       Чем в предложении чаще всего

                       Может быть существительное?

                       На этот причала вопрос

                       Ответьте незамедлительно!

(подлежащее и дополнение – подчеркнем их)

·        Выполнили задание, идем дальше по карте. Перед нами замок. От него уходят группы улиц. Подойдем к уже знакомой улице – Одушевленности.

3.     Улица «Одушевленности».

Синтаксический причал покинув,

Выполнив задачи без ошибок,

Ждет нас увлекательное путешествие

По улице удач, пятерок и улыбок

Маршрутный лист подсказывает нам

О том, что вышли к улице Одушевленности,

На которой притаилось задание.

·        Слушаем вопрос: расскажите, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными. Кто ответил – ставьте себе балл.

              Задание 3.

             Вот суть задания –

            Имена существительные

            Одушевленные и неодушевленные

            В тексте найти и выписать,

            Распределив на два столбика.         

Я помню руки матери моей,

и я хочу, чтоб повторяли дети:

«Натруженные руки матерей,

святее вас нет ничего на свете

Н. Рыленков.

III. Изучение нового материала.

   - Прошли улицу Одушевленности. Перед нами новая улица, неизведанная, которую хочется узнать, расшифровать. Ну что, идем? Посмотрите, кто к нам идет навстречу? Это же Иван-царевич – герой русских народных сказок. Что-то грустно ему, может помощь нужна? Спросим его?

◄ Шел я по лесу домой и повстречался мне медведь. Задал мне медведь

     такой вопрос. Существительное медведь собственное или

     нарицательное? Я задумался, ответа я не знаю, вот и блуждаю,  из леса

     в город пришел, а дорогу найти не могу. Помогите!

   - Поможем? Поможем. Все вместе расшифруем, что же это за улица. 

4.     «Собственные и нарицательные существительные».

·        Итак, запишем слово – медведь. Как назовем?

·        Какие животные живут у вас дома?

·        А какую кличку вы им дали?

·        У вас в классе есть девочки и мальчики, записываю.

·        Какое имя девочки вам нравится, а мальчика?

·        Вы живете в городе или деревне? В каком?

·        Я записала слова в 2 столбика. А можете объяснить почему?

медведь                    Миша

собака                      Гром

кошка                       Федор

мальчик                    Саша

девочка                     Катя

город                        Барабинск

·        В 1 столбике слова называют однородные предметы – это нарицательные существительные, 2 столбик – единичные – это собственные.

   Имена существительные называют различные предметы: дерево, город, книга, река, газета. Одинаковые или однородные предметы называются одним словом, несмотря на то, что эти предметы могут отличаться друг от друга. Например, есть множество различных книг, но о каждой из них мы можем сказать: это – книга. О любой кошке мы говорим: это – кошка. Такие существительные, которые называют однородные предметы, являются нарицательными.

   Но если нужно выделить какой-то отдельный предмет из всей группы, ему дают специальное название. Существительные, которые называют единичные предметы являются собственными. Например, каждый город имеет свое название, у каждого человека есть собственное имя, отчество, фамилия. Например,  Новый год, Новосибирск, «Мурзилка», Сережа, Александр Сергеевич Пушкин.

·        Еще раз посмотрим на записанные слова, скажите, к каким существительным отнесем слова из 1 столбика? Почему? (нарицательные, так как называют однородные предметы). Слова 2 столбика? Почему? (собственные, так как называют единичные предметы).

·        Сможем ли мы теперь помочь Ивану-царевичу? Слово медведь – какое существительное?

   Имена собственные могут состоять из одного слова: Енисей, Сергей, или из нескольких слов: М. Ю. Лермонтов, Нижний Новгород.

Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, гор, названия книг, кораблей, поездов и др. Имена собственные пишутся с большой буквы, а названия книг, газет, журналов, кинофильмов выделяются кавычками: журнал «Мурзилка», газета «Аргументы и факты», мультфильм «Трое из Простаквашино».

IV. Закрепление.

·        Задание 4: посмотрите на слова и исправьте ошибки? Устно

 сказка                    «Колобок»

 журнал                  «Мурзилка»

 город                      Куйбышев

 река                        Валга

озеро                       Байкал

Медленными шагами мы продвигаемся по улице, уже и дорога видна, нельзя уйти, не выполнив задание.

·        Задание 5 – найдите соответствие и запишите в столбик – самостоятельно.

Улица Мира

Кинофильм «Дневной Дозор»

Сказка «Теремок»

Шоколад «Белочка»

Яхта «Беда»

Газета «Свежий ветер»

Город Кемерово.

·        Дополнительный вопрос – Какие из этих существительных являются нарицательными, а какие собственными?                            

5.     Дорога «Любопытных».

Задание 6. Даны слова:

Вести, сережка, костер –

Составим  словосочетание.

Одно с нарицательным,

А другое с собственным.

(золотая сережка, приветливый Сережка, хорошие вести, информационные «Вести», яркий костер, интересный «Костёр»)

·        Выполним задание 7 – запишем упражнение 477, самостоятельно, а затем проверим.

·        Дополнительный вопрос - А кто-нибудь знает или может догадывается, почему эти две улицы соединены между собой? Я приглашаю вас в замок, где есть необычный музей. Послушаем рассказ, который называется «А вы об этом знали?».

·        Спасибо за интересный рассказ. Из него мы узнали, что некоторые имена собственные стали нарицательными существительными.

V. Подведение итогов.

     Задание 8.

·        Какие существительные называются собственными? Пример

·        Какие нарицательными? Пример.

·        Подсчитаем свои баллы за ответы и поставим оценки.

 Наша дорога подошла к концу,

На остановке самой последней,

на карте отмечена точка пути.

Внимание! Всё, что мы с вами прошли!

Теперь мы сможем без лести сказать,

Кто был самым умным? Отменно!

Кто не боялся все заданья выполнять?

Безукоризненно на вопросы отвечать? –

5 «А» - непременно!

 

Путь пройден. Тайна разгадана

Путешествие удалось.

Все собрано. Вещи уложены,

Чтоб завтра нам все же пришлось...

Пришлось и хотелось увидеться

В Великой стране Языка!

VI. Домашнее задание.

·        Подберите слова, которые тоже получили свои названия от собственных имен существительных. Прочитать правило на странице 195 – 196 упражнение 473.

·        Анкетирование. Каким вы считаете урок?

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz