Понедельник, 06.05.2024, 21:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ООШ № 38 села Гойтх

Меню сайта
Форма входа

Конспект урока по литературе "Адресаты любовной лирики М. Лермонтова" (Кинцурашвили Э.М.)

Урок литературы в 9-м классе

Адресаты  любовной лирики  М.Ю. Лермонтова

Цели:

 - показать трагическое восприятие любви, чувство тоски и одиночества  М.Ю   Лермонтова;

- познакомить учащихся с особенностью любовного чувства поэта, с образами любимых женщин;

- помочь учащимся открыть прекрасный мир лермонтовского творчества, его поэтику.

Оборудование : Компьютер, проектор, портреты адресатов любовной лирики, презентации по теме

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Сообщение темы, цели и задачи урока.

                                    Эпиграф к уроку: Я не могу любовь определить.

                                Но эта страсть сильнейшая! – любить

                                  Необходимость мне, и я любил

                                     Всем напряжением  душевных сил.

                                                                                                 М. Лермонтов.

1. Слово учителя: Многие исследователи творчества Лермонтова отмечают такую особенность любовной лирики поэта, как стремление передать в ней собственные переживания, свое отношение к миру, вызванное этим чувством. В стихотворениях о любви  главный интерес направлен   не любви и не любимому, а любящему «Я», в них почти  никогда не говорится в настоящем времени, любовь воспринимается лирическим героем в прошлом..Наверное, нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, но  у каждого из них свое отношение к этому чувству. Вспомним, как изображает в своем творчестве АС. Пушкин тему любви.  Если для Пушкина любовь – это « созидающее чувство», «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, ироническое отношение к любви.

Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…, -

размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова.

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического "я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд:    Три раза я любил
                                                                Любил три раза безнадежно…                             И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл). Осознание собственного одиночества стало причиной того, что Лермонтов  надеялся  встретить родственную душу.

Сегодня на уроке мы попытаемся окунуться в эту атмосферу, в атмосферу , где поэт искал и дружбу, и любовь, и утешение…

2.          Проверка домашнего задания.

 Класс предварительно  разбивается на группы. Каждая группа заранее готовит сообщение и презентацию по определенному адресату любовной лирики поэта.

Слово учителя: История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Стихотворения этого периода представляют собою традиционную любовную лирику с признаниями в пылкой страсти и с элегическими мотивами. Вместе с тем они являются и лирическим дневником.

1.      Сообщение учащихся и  представление презентационного материала: Екатерина Александровна Сушкова в жизни М.Ю.Лермонтова.

Слово учителя: Когда Лермонтов и Сушкова расстались, когда и увлечение и спор начали отдаляться, тогда сердце поэта стало склоняться к другому чувству. Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова "Н. Ф. И. ” -  Наталья Федоровна Иванова,   дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова

2.       Сообщение учащихся и  представление презентационного материала: Наталья Федоровна Иванова

Слово учителя: Восхитительная Варенька Лопухина

Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея – Варенькой.

3.      Сообщение учащихся и  представление презентационного материала: Варвара Александровна Лопухина

Слово учителя : Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихов, например стихотворение 1832г:


Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает

Свод небес далекий голубой

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить.


Это стихотворение выделяется просветленным настроением. Идеальный образ любимой женщины служит поэту единственной отрадой. Однако надежда найти счастье в любви несбыточна, поэтому Лермонтов и говорит о невозможности общего пути, он предчувствует другой исход, уготованный ему судьбой.

Еще одно стихотворение этого же года – «Оставь напрасные заботы». Одно из немногих, в котором лирический герой уверен в ответном чувстве. Образ чистой, неохлажденной души проходит через все стихотворение. Однако даже взаимная любовь не приводит к гармонии, потому что душа самого поэта во всем разуверилась и ничем не дорожит. Это стихотворение было положено на музыку К.Д. Агреневым-Славянским и А.Ф. Пащенко.

Слово учителя: Еще одна светская красавица волновала тогда поэта - Мария Алексеевна Щербатова. Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Сам поэт о ней говорил:” Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. Этой весной ей было около 20 лет, Лермонтову – 25.

4. Сообщение учащихся и  представление презентационного материала:

Мария Алексеевна Щербатова.

Слово учителя: Весной 1841 года Лермонтову было предписано, в 48 часов, покинуть Петербург. В мае он в последний раз приезжает в Москву, в июне – он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта. Одно из последних стихотворений поэта, помещенное в альбоме В. Ф. Одоевского, посвящено дальней родственнице его – Екатерине Быховец (в замужестве Ивановская). По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она – Катюша – напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека:

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою… (1841)

Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов, особенно известен романс – вальс А.И. Шишкина (1887), который приобрел широкую популярность в исполнении Н.А. Обуховой (1886-1961).

5.Сообщение учащихся и  представление презентационного материала

Екатерине Быховец (в замужестве Ивановская).

Анализ стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю”.

5. С именем Лопухиной связано стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841), адресованное, вероятно, Е.Г.Быховец. В этом стихотворении воспоминания о прошлой любви сильнее впечатлений настоящего, власть прежнего чувства реальнее «блистанья» новой «красы». Но первая фраза сразу создает впечатление давно идущего диалога между лирическим героем и присутствующей в данный момент собеседницей. Она, несмотря на то, что отвергается героем, втянута в круг его переживаний, доля «пылкости» чувства передается и ей.

Нет, не тебя так пылко я люблю,                                                                                        Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза, вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Анализ стихотворения "Я не унижусь пред тобой



Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для зблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала - я тебя не знал!

       М.Ю.Лермонтов


Вопросы для анализа                                                                                          1.Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами. (Стихотворение явно делится на части, т.к. в них меняется настроение лирического субъекта).                                                                     2.Каково настроение и ключевые образы 1 - 3 катренов? (Главные образы  - Я и Ты, но "мы  - чужие", "я не отдам своей свободы", "Я целый мир возненавидел"). Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?                                       3.Как в 4 - 7 катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7 катрен с финалом стихотворения Пушкина "Я вас любил". Есть ли здесь основания для сопоставления?                                                                                                     4. Каковы ключевые слова 8 - 10 катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? ("Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?").                                                                                                                  5.Каков общий вывод стихотворения в 11 - 12 катренах? ("Тебе я душу отдавал", но только потому, что ошибся  - "я тебя не знал"). Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического субъекта?

Итог урока. Лирический герой несчастен и в любви. Она приносит ему только горе так же, как и ненавистное ему светской общество, мир-маскарад. Где же выход? Может быть, спасение в мире поэзии, в поэтическом творчестве?

Д/з

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz